Antonello Venditti

Turin, Italy. 28th Nov, 2015. Roman singer Antonello Venditti live at Pala Alpitour with his "Tortuga Tour". In June 2015 he participated to the third edition of Coca-Cola Summer Festival with the song "Ti amo inutilmente" earning a nomination for the Prix RTL 102.5 - Song of the summer. Antonello Venditti is an Italian singer-songwriter who became famous in the 1970s for the social themes of his songs. © Elena Aquila/Pacific Press/Alamy Live News

Antonello (Antonio) Venditti родился 8 марта 1949 года в Риме. Его отец был комиссаром полиции одного из округов города. В юности берёт уроки фортепиано (заметил, что биографии практически всех популярных исполнителей начинаются в уроков фоно). Дебют состоялся в начале 1970 года в клубе FolkStudio. Там же выступали Francesco De Gregory и Giorgio Lo Cascio, с которыми он сдружился. В 1972 вместе с De Gregory записывает первый LP “Theorius Campus”. Диск не имел особого успеха, но Антонио был замечен благодаря своему достаточно сильному вокалу и острой социальностью текстов песен.

 

Антонио Вендитти ( Antonio Venditti ), более известный под именем Антонелло, родился 8 марта 1949 года в Риме, на улице Zara кварталаТриесте. Родом из состоятельной семьи довольно высоких социальных слоев. Отец, Винченцино Итало, был префектом, а мать, Ванда Сикарди, преподавала в лицее латинский и греческий языки. Антонелло воспитывался в атмосфере формализма и абсолютного почитания семейных ценностей.

К знакомству с музыкой он приступил еще ребенком. Обучение игре на фортепиано началось во время учебы в начальной школе им. 20 ноября 1870 года, на улице Новара. Однако академический характер занятий, предполагающий сидение за инструментом, и, к тому же, чрезмерно заботливая бабушка стали причиной того, что мальчик поправился настолько, что к 14 годам стал весить 94 килограмма. Естественно, это стало причиной того, что со временем он отдалился от этого инструмента, после того как уже сочинил песни “Roma Capoccia” (Рим – голова) и “Sora Rosa” (Синьора Роза).

В лицейские годы (лицей Юлия Цезаря “Giulio Cesare”) он знакомится с будущими знаменитостями, такими, как его большой друг, актер и кинорежиссер, а также и музыкант, неплохо играющий на ударных инструментах, Карло Вердоне (Carlo Verdone). В этот период Антонелло проводит много времени в одном из заведений “Фолкстудио” (“Folkstudio”) на улице Garibaldi, в районе Трастевере Рима. Сначала в этом клубе он просто зритель, как и многие другие, а затем начинает выступать со своим собственным репертуаром, в котором особенно выделяются две песни, написанные на римском диалекте: ” Roma Capoccia ” и ” Sora Rosa “. В “Фолкстудио” он встречается с Франческо Де Грегори (Francesco De Gregori), Джорджо Ло Кашо (Giorgio Lo Cascio), Эрнесто Бассиньяно (Ernesto Bassignano), с которыми делает первые шаги в мире музыки и с которыми организует квартет под названием “I Giovani del Folk” (Парни из Фолк).

Именно с Де Грегори он разделил опыт создания первого альбома, ” Theorius Campus “, вышедшего в 1972 году, в котором каждый из них имел в распоряжении одну из двух обложек.

Альбом содержал 12 песен, принадлежавших обоим артистам, и среди песен Вендитти – его “Roma Capoccia”, которая затем была выпущена синглом вместе с “Ciao Uomo” и стала самой известной.

Для Италии 70-е годы были горячими с точки зрения политики, и это, без сомнения, прогремело эхом в музыкальном мире. Отразилось это и на Вендитти, которому, после его выступления 15 января 1974 г. в Театре Сатиры в Риме с песней “A Cristo” (Христу), было предъявлено обвинение в “глумлении над государственной религией”.

Вендитти, на волне успеха двух своих песен, спустя два года, записывает в Милане первый сольный диск. Речь идет об альбоме 1973 года “L’Orso bruno” (Бурый медведь), созданном в сотрудничестве с Винсом Темперой (Vince Tempera), который играет на фортепиано в песне “Dove” (Куда). Это диск, который выявляет внимание автора к социальным темам и приносит ему первую известность, по крайней мере, в соответствующих кругах. Потом происходит переход от одной звукозаписывающей фирмы к другой – от марки It, принадлежащей Микоччи (Micocci), к RCA, которая являлась отправной точкой творческого пути авторов-новаторов.

В 1973 году он публикует в новой звукозаписывающей фирме первый альбом “Le Cose della vita” (Дела жизни), почти полностью акустический, с преобладанием фортепиано. Песни альбома, наполненные внутренними переживаниями и размышлениями о своей семье (“Mio padre ha un buco in gola”), стали фундаментальными произведениями итальянской авторской песни. Альбом добивается значительного успеха: по объему проданных копий и положительных отзывов критики его можно было бы определить как один из лучших альбомов всего творчества Вендитти.

За ним следует альбом “Quando verra Natale” (Когда придет Рождество), в 1974, богатый великолепными композициями: “Campo de’ fiori” (Цветочный луг), “Ora che sono pioggia” (Сейчас я дождь), “Marta”, “A Cristo”. Этому же периоду принадлежит признание в любви родной желто-красной футбольной команде “Roma roma roma, non si discute si ama” (Рим, Рим, Рим <название футбольного клуба, прим. перев.>, не спорь, люби) – авторская песня впервые коснулась этой темы.

Напротив, альбомом серьезных тем стал следующий “Lilly” (1975) , с песней о наркотиках, которая является обвинительным актом по отношению к лицемерному благомыслию, и композицией из песни с инструментальной концовкой “Lo stambecco ferito” (Раненый архар), длительностью более девяти минут, которая является наиболее литературным произведением и одним из базисных пунктов его творчества.

В альбоме “Ullalla” 1976 года в центре внимания находится актуальная на тот момент тема – событие, связанное с утечкой опаснейшего химического газа диоксина на предприятии Icmesa в Севезо (Seveso). Диск содержит также произведение “Jodi e la scimmietta” (Йоди и обезьянка) – интереснейшее отображение поколения конца 60-хх гг.

Постепенно Антонелло занимает в итальянской музыке такое положение, что оказывается в центре циклона, поскольку некоторые его поклонники не могут простить ему двойную направленность: бунтарство и коммерческий успех одновременно – альбом “Lilly” достигает вершины хит-парада. Альбомом “Ullalla” завершается этап сотрудничества с маркой RCA, и затем, на протяжении двух лет, Вендитти хранит молчание.

В этот период он, совместно с Лучо Далла, работает над саундтреком к фильму “Signore e signori buonanotte” 1976, точнее, они музыкально озвучивают эпизод, отснятый Нанни Лоем (Nanni Loy).

В 1978 году он возвращается на музыкальную сцену, практически сразу оказываясь в топе самых популярных исполнителей с диском “Sotto il segno dei pesci” (Под знаком Рыб), песни которого становятся впоследствии весьма известными :”Sara”, “Giulia” (Джулия) и “Bomba o non bomba” (Будет бомба или нет). Вендитти выбирает для своих песен личностные темы, не отклоняясь при этом от социальной направленности.

В этот период его семейная жизнь находится в стадии кризиса – он разводится с женой Симоной Иццо и, соответственно, вынужден покинуть сына Франческо Саверио, родившегося в 1976 году. Безусловно, следующий диск “Buona domenica” (Хорошего воскресенья), 1979 отражает его состояние, появляются песни с привкусом горечи, такие как “Donna in bottiglia” (Женщина в бутылке), “Stai con me”(Ты со мной) и “Modena”(Модена), один из его подлинных шедевров, отразивших утрату политических иллюзий той эпохи. В том же 1979 году Вендитти пишет музыку для телесериала, а саундтрек, вышедший отдельным диском, называется “Addaveni” (Тот день и тот вечер , <рим. диалект, прим перев.>). Все его песни исполняют Нинетто Даволи (Ninetto Davoli) и Адриана Асти (Adriana Asti), за исключением одной – “Scusa devo andare via”, которая выходит в авторском исполнении, но в версии, отличающейся от той, что вышла ранее в “Buona domenica”.

Далее следует длительный период переосмысления своего творчества, и в 1982 году выходит “Sotto la pioggia” (Под дождем), знаменующий дебют звукозаписывающей марки, принадлежащей самому Вендитти – Heinz Music. Момент его нового взлета совпадает с повторной победой любимой футбольной команды Roma в национальном чемпионате, с шумным успехом переизданных и раскупающихся в огромных количествах (“Sotto il segno dei pesci” и “Buona Domenica”) и бесплатным концертом на открытой площадке Большого Цирка Чирко Массимо (Circo Massimo) в Риме. Именно после этого мероприятия рождается первая в его карьере запись “живого” альбома “Circo Massimo”, 1983, в котором есть и “Grazie Roma” (Спасибо, Рим), одна из его песен, наиболее известных широкому кругу слушателей.

В новом альбоме Cuore (Сердце), 1984 Вендитти вновь предстает задушевным и интимным, с песнями “Ci vorrebbe un amico” (Необходим друг) и “Notte prima degli esami” (Ночь перед экзаменами). В 1985 году выходит двойной альбом live, частично записанный все там же, в Большом Цирке, где Вендитти организует второй массовый сбор почитателей команды, одновременно с ее матчем Roma – Liverpool в Кубке Чемпионов, в котором, впрочем, римский клуб оказался побежденным. На этом концерте он выступает с новой песней “Centocitta” (Сто городов), которая дала название всему альбому. LP запечатлел один из лучших концертов артиста.

Снова в фокусе его внимания личностные моменты, которые отразились в песнях из его нового альбома 1986 года “Venditti e segreti” (Вендитти и секреты): “Giulio Cesare” (Юлий Цезарь) и “C’e un cuore che batte” (Есть сердце, которое бьется). В том же, 1986, он пишет саундтрек к фильму “Troppo Forte”, снятому его другом, режиссером и актером, Карло Вердоне (Carlo Verdone), который изредка играл на ударных в концертах Вендитти.

Позже выходят диски “In questo mondo di ladri” (В этом мире воров) в 1988 и “Benvenuti in paradiso” (Добро пожаловать в рай) в 1991. Эти альбомы, с песнями “Ricordati di me” (Помни обо мне), “Alta marea (Прилив) – кавер композиции Don’t dream it’s over группы Crowded house” и “Amici mai” (Друзья никогда), расходятся миллионными тиражами. В промежутке между их выпуском выходят два его сборника Gli anni 80′ (Восьмидесятые годы) в 1990 и Diario (Дневник) в 1991.

В 90-е годы Вендитти принимает облик поп-исполнителя, отходя от бардовских стандартов. Он организует большие концерты, такие как, например, запечатленный в альбоме live “Da Sansiro a Samarcanda” (От Сан-Сиро в Самарканде). Самарканд – название телепрограммы Микеле Санторо (Michele Santoro), в которой Вендитти принимает участие с большой охотой.

Альбом новых песен выходит в 1995 году и назвается “Prendilo tu questo frutto amaro” (Возьми ты этот горький плод). Песни “Eroi minori” (Меньшие герои) и “Tutti all’inferno” (Все в преисподнюю) рассказывают о кровавых бойнях, связанных с мафией и случившихся тремя годами ранее.

Затем, по прошествии двух лет, он воплощает диск иного характера, экспериментальный, в котором он записывает свои песни в сопровождении симфонического оркестра. Альбом 1997 года “Antonello nel Paese delle Meraviglie”(Антонелло в Стране чудес) на самом деле является новой интерпретацией некоторых ставших классикой композиций, вместе с Болгарским Симофническим Оркестром г. София под управлением Маэстро Ренато Сэрио Renato Serio, который является автором оркестровок.

24 сентября 1999 года выходит альбом”Goodbye Novecento” (Прощай двадцатый век), в котором певец, отметивший вместе со студентами римского университета La sapienza, 8 марта того же года свое пятидесятилетие, рассматривает основные темы, характерные для конца тысячелетия.

Темы любви и Рима являются движущей силой для создания последующих альбомов: “Se l’amore e amore” (Если любовь – это любовь) 2000, сборник, название которого соответствует последней строке знаменитой песни Вендитти “Notte prima degli esami” (Ночь перед экзаменами), и “Circo Massimo 2001″(Большой цирк 2001), включающий 15 песен “live”, исполненных на концерте, посвященном торжественному празднованию третьей победы футбольного клуба Рома. На диске звучит также забавная пародия на Вендитти в исполнении знаменитого итальянского комика Коррадо Гуццанти (Corrado Guzzanti), который пародирует певца в композиции Grande raccordo anulare (Великое транспортное кольцо). Придают ценности диску и песни “Roma capoccia”, исполненная под аккомпанемент Николы Пьовани (Nicola Piovani), “Modena”, в инструментальной версии, и композиция “Che c’e” (Что же это), ранее неиздававшаяся и посвященная родному городу.

В 2002 году выходит еще один сборник “Il coraggio e l’amore” (Смелость и любовь).

Через год, в 2003 году, Антонелло выпускает давно ожидаемый альбом новых песен “Che fantastica storia e la vita”, диск, в котором поворот к року, обозначенный в Goodbye Novecento, становится более очевидным. В альбоме нашли свое место песни разной направленности: универсальные, как заглавная композиция; прозрачное воспоминание, как “Lacrime di pioggia” ; политического характера, как пацифистская “Ruba” (Укради)- воссоздание песни, написанной в 1967 году; “Non c’e male” (Неплохо) – об истории и ревизионизме; “Il sosia” (Двойник) – сатирический отрывок, в котором легко узнать смутно обрисованный образ Сильвио Берлускони. Впрочем, на диске есть и кое-что другое – возвращение к совместному творчеству с саксофонистом Гато Барбьери (Gato Barbieri) и Франческо Де Грегори (Francesco De Gregori) в качестве вокалиста и автора текста шуточной песни-розыгрыша “Io e mio fratello” (Я и мой брат), которую Антонелло и Франческо исполняют вместе. Конечно, есть здесь и чувства, и любовь, по-летнему полная силы – в “Estate rubino” (Рубиновое лето) и в рефлексирующей “Con che cuore” (С каким сердцем). Последняя композиция является частью саундтрека к фильму Леонардо Пьераччони “Il paradiso all’improvviso” (Внезапный рай).

Спустя три года, в 2006, на 3-х дисках выходит сборник его самых значительных произведений – Diamanti (Алмазы). В конце 2006 года, в интервью Роберто Котронео (Roberto Cotroneo, Radio2 – 22/9/2006), Вендитти предваряет выход своего нового альбома, который сам он определяет как “сложнейший и мало похожий на предыдущие, однако присущий Вендитти по стилю”. Одна из песен называется Piove su Roma (Над Римом дождь). В интервью Фернанде Пивано (Fernanda Pivano, ноябрь 2006) Антонелло сказал также, что в альбоме будет одна песня религиозного характера.

Добавить комментарий

Annalisa Minetti

Fabrizio Moro