Renato Zero

Renato Zero

Renato Zero – Ренато Фьяккини (Renato Fiacchini) родился 30 сентября 1950 года в Риме, на улице Ripetta 54. Сразу после рождения его жизнь оказалась под угрозой, но ребенка спасли, сделав переливание крови (его кровь очень редкой группы, IV, резус отрицательный, и это нашло свое место в названии одной из его песен на пластинке “Erozero” 1979 года). Донором стал один священник.

Сын медсестры и полицейского, Ренато провел свое детство и отрочество в поселке Монтаньола. Воспоминания об этих годах вдохновили его на создание песни Periferia, с вышеупомянутого альбома “Erozero”. Он ходил в школу до 8 класса, а затем оставил ее ради того, что стало делом всей его жизни – сочинение музыки и выступление на сцене.

Совсем юным он начинает свои выступления в ночных заведениях города, переодеваясь в разные наряды. И, как вызов, берет себе сценический псевдоним Ренато Дзеро (Ноль), потому что фразу Sei uno zero (ты – никто), ему приходится слышать довольно часто от посетителей ночных клубов. В 14 лет он заключает свой первый контракт с клубом Ciak в Риме, согласно которому получает 500 лир в день. Вскоре, во время одного из выступлений в другом известном ночном клубе Piper, его замечает Дон Лурьо, и его ангажируют в танцевальную труппу I collettoni, которая занимается подтанцовкой во время выступлений в вечернем шоу совсем молоденькой тогда Риты Павоне (Rita Pavone).

В тот же период он записывает наиболее удачные из Сaroselli для известной марки мороженого. Именно в эти годы Ренато завязывает дружбу с Лореданой Берте (Loredana Berte) и Миа Мартини (Mia Martini), втроем они частенько отправляются в поездки по полуострову, в поисках ангажемента. Вместе с Лореданой Берте он работает в Collettoni. В 1965 году Ренато записывает самые первые песни: Tu (Ты) , Si, Il deserto(Пустыня), La solitudine(Одиночество), которые так и не будут никогда опубликованы. Первая пластинка с песнями Non basta sai (Знаешь,этого не достаточно) и In mezzo ai guai(В беде) выходит только в 1967 году. Продюсером и автором текстов был Джанни Бонкомпаньи (Gianni Boncompagni) , а музыку написал Джимми Фонтана (Jimmy Fontana). Пластинка была продана в 20 экземплярах.

Ренато исполняет роль продавца счастья в мюзикле “Orfeo 9”, автором которого был Тито Скипа мл. (Tito Schipa jr). Снимается в эпизодах в фильмах Феллини “Satyricon” и “Casanova” , а также становится одним их актеров в постановке итальянской версии мюзикла Hair, в котором, среди прочих, участвуют Лоредана Берте и Тео Теоколи (Teo Teocoli).

В атмосфере второй половины 60-х годов, когда происходит неуловимое смещение музыкальных тенденций от эпохи чистосердечного увлечения битом в сторону неуклонной политизации и создания социально-направленных произведений (в Италии это происходит после 68 года), Ренато отчаянно пытается обрести свой собственный облик. В начале семидесятых он, с приходом нового течения glam-rock, появляется перед зрителями в пудре, блестках и мишуре, отражая сущность персонажа, который, как могло показаться, стал копией английских образцов. На самом деле, это было присуще ему и прежде, однако без возможности самовыражения в силу недоверия, которым тогда были окружены альтернативные артисты.

Этот персонаж, непохожий на других, провоцирующий, стал отражением творчества Дзеро в произведениях подлинно авангардных, таких как Mi vendo (Продаюсь), нешуточном и намеренно наглом вопле довольного собой мужика-проститутки, Triangolo(Треугольник), Fermo posta и чрезвычайно откровенной Sbattiamoci(Трахнемся). В других его песнях прозвучали темы осуждения абортов: Sogni nel buio (Мечты во тьме), Il cielo( Небо), и наркотиков:La tua idea(Твои мысли), Non Passera(Не пройдет), Uomo no (Человеку нет) и L’altra bianca (Другое белое)- названия, подходящие для Армии Спасения. Темы осуждения бездумного секса он касается в песне Sesso o Esse.

То же самое становится очевидным и в самых недавних композициях артиста: наиболее наглядный пример, альбом Il dono, в котором сменяют друг друга темы социальные: Stai bene li (Тебе там хорошо), Radio o non radio, Dal mare (С моря) и духовные: Immi Ruah, La vita e un dono (Жизнь – это дар).

В действительности сила Ренато Дзеро проявилась в том, что он сумел доказать нормальность того, что обычно считается отклонением, и говорит нам о том, что он, как и другие, испытывает те же чувства любви, уважения, солидарности и веры.

Именно такое сочетание необычных свойств артиста привлекает к нему все большее внимание публики в этот период. Его поклонников сплачивает между собой преданность Дзеро, страсть к нему, поклонение своему кумиру. Теперь их зовут “сорчини” (sorcini), мышата. Это новое прозвище повсюду вытеснило прежнее название его поклонников – “дзероманы”, возникшее в середине 70-х годов. Между Ренато и публикой, приходящей на его выступления, возникает чувство взаимной и безграничной любви, о чем может свидетельствовать каждый, кто хоть раз побывал на его представлениях.

История о том, как их окрестили “сорчини” следующая: в 1980 году, Ренато, оказавшись в городе Виаредджо, направлялся на машине в ресторан Da Beppino, а за ним следовали фанаты на мопедах. Видя, как они мчались, стрелой окружая машину со всех сторон, Ренато сказал: “кишат как мыши”, но без всякой обиды в адрес своих поклонников. А в 1981 году своим преданным фанатам он посвятил песню I figli della topa (Мышата), включив ее в альбом Artide e Antartide(Арктика и Антарктика), двойной диск, который сам Ренато считает одним из самых удачных за всю свою творческую карьеру.

С того момента его поклонники стали именоваться мышатами, а сам Ренато, по аналогии, стал “мышиным королем”.

В 1973 году Дзеро выпускает свой первый альбом No! Mamma, No!, записанный вживую, не добившись, впрочем, большого успеха. Критика приклеивает ему ярлык двойника Дэвида Боуи, и это провоцирует трения со звукозаписывающей фирмой RCA, которая прекращает финансирование продвижения певца, которое планировалось в ходе серии концертов по всей Италии.

Второй попыткой завоевать успех был альбом Invenzioni (Инвенции) в 1984 году, состоявшийся благодаря участию в фестивале Un disco per l’estate (Диск лета). Публика встретила диск тепло.

Первым успешным синглом стал Madame, 1976 года, созданный Ренато в сотрудничестве с двумя авторами, которые работали вместе с ним впоследствии: автор текстов Франка Эванджелисти (Franca Evangelisti) и композитор Пьеро Пинтуччи (Piero Pintucci). Сотрудничал Дзеро в те годы также с Рудджеро Чини (Ruggero Cini) и Роберто Конрадо (Roberto Conrado). Madame, его первый хит, вошел затем в альбом Trapezio, с выходом которого у Дзеро появились свои собственные поклонники. Экстравагантность исполнителя замечает также Патти Право (Patty Pravo), с которой он сдружился еще со времен выступлений в заведении Piper, исполняя прекрасную песню”Grand Hotel”, сингл, который становится первой песней в альбоме “Patty Pravo 1976”, записанном на фирме RICORDI. Но лишь с выходом в 1977 году сингла Mi vendo, который с невероятной частотой передавался по независимым радиостанциям, а также альбома Zerofobia , певец решительно и окончательно заявил о себе. Альбом включает в себя также песню, символ Дзеро, под названием Il cielo (Небо), которая, как утверждает Ренато, была написана на острове Вентотене в конце шестидесятых годов.

Утверждение Дзеро как артиста происходит в 1978 году с альбомом Zerolandia, , одноименным с названием звукозаписывающей студии, им основанной, а затем – c EroZero, 1979 года, занявшим первое место в хит-парадах того времени. Эти два альбома сделали Ренато Дзеро одним из самых любимых публикой артистов. Особенно популярной песней с альбома Zerolandia стала Triangolo, а с песней из альбома EroZero Il carrozzone, выпущенной синглом, Дзеро завоевал престижную премию фестиваля Gondola d’oro.

В тот же период Ренато Дзеро участвует в турне с программой Zerolandia, переезжая из города в город с передвижной сценической площадкой и зрительным залом, рассчитанным на 5000 мест. Публика во время его выступлений была экзальтированна настолько, что нередки были случаи истеричного поведения, а также повального стремления уподобиться своему кумиру: многие являлись на концерты накрашенными или даже одетыми, как Ренато.

Все в том же 1979 году Ренато снимается в главной роли, играя самого себя в фильме Ciao Ni режиссера Паоло Поэти (Paolo Poeti). По кассовым сборам фильм превосходит ни больше и ни меньше как знаменитейшее кино Superman. Лента богата музыкальными выступлениями и содержит интервью с поклонниками артиста.

В восьмидесятые годы Дзеро выступает, отбросив макияж и грим, что не означает, однако, его отречения от эпатажа. Тексты артиста становятся все более зрелыми и рефлектирующими, хотя концерты и продолжают отличаться стремлением к эффектности и неожиданности, со сменой нарядов и всевозможных сюрпризов, например, в ходе турне Senza Tregua (Без передышки),1980 года, Дзеро въезжает на сцену на колеснице, запряженной белой лошадью.

С 1982 года начинается сотрудничество артиста с маэстро Ренато Серио (Renato Serio), который, начиная с того момента и до сих пор, пишет и аранжирует партии скрипки во всех альбомах Ренато, за редким исключением. До 1984 года карьера Дзеро идет по восходящей. Выходят песни: Amico(Друг), Piu su (Повыше), Marciapiedi(Тротуар), Spiagge(Пляжи), Viva la Rai(Да здравствует RAI и Soldi(Деньги), две последние становятся музыкальными позывными в передаче Fantastico 3 с ведущим Corrado, часть которой, под названием Fantastico Zero была предоставлена Ренато. Потом, внезапно, наступает период охлаждения внимания со стороны публики.

В 1984 году в зоопарке Рима, переодетый львом, в сопровождении четырех аборигенов, Ренато представляет новую пластинку Leoni si nasce(Львами рождаются): кажется, что его ждет очередной триумф, но происходит сокрушительный провал. Альбом раскупается без восторга, хотя и достигает первого места в рейтинге продаж. Однако сам его имидж, который когда-то был “крутым” и вызывающим, теперь кажется кичевым и безнадежно устаревшим. Не лучше идут дела и со следующим альбомом – Soggetti smarriti (Утерянные вещи), а также с концертами, которые проходят теперь не во дворцах спорта или на стадионах, а на площадях или даже провинциальных дискотеках. Внимание публики чуть затрагивает Zero,1987 года, двойной альбом, который в итоге постиг полный провал – с большим трудом он попал в Top20.

Карьера римского артиста, похоже, вывернула на финишную прямую. В работе Ренато на два года наступает затишье. Тем временем он обдумывает возможное возвращение на сцену. В 1989 году Дзеро отправляется в Лондон, где, при поддержке Geoff Westley, создает новый альбом Voyeur, изобилующий впечатляющими музыкальными решениями. Продажи внушают надежду. Это начало медленного, но неуклонного возрождения, что подтверждается гастрольной поездкой по большим залам Италии, а также выступлениями в передвижном театре. Турне добивается пусть скромного, но успеха.

В 1991 году Ренато участвует в фестивале Сан-Ремо с песней Spalle al muro (Спиной к стене) и добивается успеха. Об этом же свидетельствуют успешные продажи двойного концертного альбома Prometeo, за которым, в конце года, выходит сборник новых песен La coscienza di Zero1 . Нашумевшим становится его второе выступление в Сан-Ремо в 1993 году: Ренато представляет на фестивале песню, созданную на основе духовных размышлений – Ave Maria. После ее исполнения публика встает с мест, и на протяжении десяти минут следуют непрерывные овации. Сингл, в действительности, это мини-альбом под названием Passaporto per Fonopoli, достигает первого места в рейтинге продаж, так же как и альбом Quando non sei piu di nessuno (Когда ты уже ничей).

Весной – летом Ренато отправляется в гастрольную поездку с симфоническим оркестром из 50 инструментов с программой ZerOpera. В 1994 году он возвращается на сцену с альбомом L’imperfetto (Несовершенный), одним из лучших среди его дискографических работ. В него входит трогательная и волнующая песня Nei giardini che nessuno sa (В садах, где никто не ходит). Начиная с этого альбома, Дзеро сотрудничает исключительно с Филом Палмером (Phil Palmer), что становится основополагающим для создания нового саунда, который характеризует последующие работы Ренато. А сотрудничество с Руди Дзерби (Rudy Zerbi) становится поворотным моментом для Дзеро.

Теперь Ренато больше не останавливается: в 1995 году выходит диск Sulle tracce dell’imperfetto (По следам несовершенного), за которым следует еще один тур. В том же году уходит из жизни его давняя подруга Миа Мартини (Mia Martini), а три года спустя Ренато посвящает своей незабываемой Мими песню “La Grande Assente”(Великая, которой больше нет). 1996 год становится годом театрального спектакля TuttoZero – I migliori anni della nostra vita (Весь Дзеро – Лучшие годы нашей жизни), шоу, состоящего из 40 песен и 25 смен нарядов. В 1998 году альбом Amore dopo amore (Любовь за любовью), который вышел вслед за громким синглом Cercami, продается в количестве миллиона экземпляров и становится самым большим его хитом на все времена. В 1999 году Ренато публикует концертный альбом под названием Amore dopo amore, tour dopo tour (Любовь за любовью, тур за туром), в котором есть и новые студийные песни. Он возвращается к публичным выступлениям вместе с Карлой Фраччи (Carla Fracci) и группой Momix в зрелищной театральной постановке Cantiere Fonopoli (Стройка Фонополи).

В течение этих двух лет (1998-1999) выходят шесть синглов, и все они попадают в Top10 по количеству продаж. Летом Ренато исполняет дуэтом с Лучано Паваротти свою песню Il cielo, а в ноябре Мина делает Ренато необыкновенный подарок, выпуская альбом, целиком посвященный ему – N°0, в котором она, со своим обычным мастерством, исполняет песни из его репертуара 70 – 90 гг.

В 2000 Ренато становится ведущим собственной радиопередачи на RAI Uno, Tutti gli Zeri del mondo (Все нули мира), имеющей то же название, что и его очередной альбом. В ней он рассказывает о некоторых ушедших из жизни авторах и исполнителях, среди которых Фабрицио Де Андре (Fabrizio de Andre) и Лучо Баттисти (Lucio Battisti) и исполняет их знаменитые песни. После небольшого перерыва, в 2001 году, выходит его новый альбом, La curva dell’angelo, который вновь приводит его на первое место в рейтинге продаж и на 10 место в годовом рейтинге самых продаваемых альбомов, а турне Prove di volo (Пробный полет) 2002 года собирает в общей сложности полмиллиона зрителей.

Диск Cattura, презентация которого проходила в Театре Элизео и транслировалась в прямом эфире, выходит в конце 2003 года и в течение нескольких недель становится одним из самых продаваемых альбомов года, занимая пятое место в ежегодном рейтинге продаж. В него входит песня, особенно любимая новым поколением “сорчини”, очень романтичная, Magari.

В 2004 серия концертов Cattura il sogno/Il sogno continua (Поймай мечту/Сон продолжается) входит в рейтинг Pollstar – самых кассовых гастролей на мировом уровне. Дважды он выступает в Театре Олимпико в Риме, и оба раза распродаются все билеты до единого, а Ренато Дзеро удостаивается шутливого титула “нового императора Рима”. DVD Figli del sogno (Дети мечты), во всех подробностях запечатлевший этот спектакль, оказывается также самым продаваемым диском года. 2 июля 2005 Ренато принимает участие в большом концерте Live8 на площадке Большого Цирка (Circo Massimo), исполняя песни Cercami и Nei giardini che nessuno sa, а также песню I migliori anni della nostra vita дуэтом с Клаудио Бальони (Claudio Baglioni) и Лаурой Паузини (Laura Pausini). В 2005 году Ренато становится дедушкой, у его приемного сына Роберто появляется на свет дочь Вирджиния.

18 ноября, после предварительного выхода сингла Mentre aspetto che ritorni (Пока я жду, что ты вернешься), выходит очередной альбом Il dono (Дар), который был выпущен в трех различных редакциях, среди которых и Dual Disc, состоящий из CD и DVD, с получасовым интервью Ренато в том числе. Альбом, тотчас же, выходит на первое место хит-парада и остается там до конца 2005 года. За 4 недели он продается в таком количестве, что по итогам года оказывается на четвертом месте среди самых продаваемых дисков. Стоит заметить, что таких высот Ренато достигает в последние годы при полном отсутствии трансляции его песен по радио: большие вещательные сети, которым он посвящает полемическую песню Radio o non radio, не передают его песен.

В декабре того же года Дзеро впервые удостоен приема в Ватикане, где в зале Павла VI выступил с песней La vita e un dono (Жизнь – это дар), посвященной Иоанну Павлу II, как и своей новорожденной внучке. С 26 декабря 2005 по 6 января 2006 он, в течение десяти вечеров, ведет радиопередачу на Radio2, в которой, привлекая также своих друзей и коллег, рассказывает о самых знаковых этапах своей карьеры. В феврале 2006 года стартует новый тур, Zero movimento (Движение Дзеро), в ходе которого билеты на всех площадках идут буквально нарасхват, задолго до начала концертов. По многочисленным просьбам публики в тур включаются незапланированные до этого представления и дополнительные концерты, в целом он состоял из 25 спектаклей. В феврале он отказывается получать премию за творческую карьеру, которую ему должны были вручить на сцене в ходе фестиваля Сан-Ремо. Комментарий Ренато: “Поговорим об этом, когда мне будет восемьдесят лет”.

17 ноября того же года Sony Music, которая на протяжении многих лет является звукозаписывающей студией артиста, выпускает его Вest of , первый за всю творческую карьеру музыканта из Монтаньолы. Сборник выходит под названием Renatissimo! И этой публикацией господин Дзеро отмечает свои первые 40 лет на сцене. Тем, кто расценивает этот сборник, как повод собрать побольше денег, Ренато отвечает: ” Насчет “выжимок” – я не согласен. Есть опасение, что послезавтра диски станут жевательной резинкой. Такие подозрения рождаются у представителей студии. А так, хотя бы можно приготовить коктейль из всего того, что было создано. Если, спустя 40 лет после начала моей карьеры, я скромно разрешаю себе выпустить первый сборник и должен спрашивать на это чьего-либо разрешения, так не пойдет!”. Выходу сборника предшествовала трансляция по радио сингла Sono innocente. Renatissimo! (Я невинен. Ренатиссимо!), впрочем, спорная, так как несколько строк песни были оборваны. В него вошла первая и единственная студийная версия песни Piu su , а также новая песня – Fammi sognare almeno tu (Дай мне помечать, хотя бы ты). Словно по сценарию какого-нибудь сказочного фильма, 16 ноября, то есть днем раньше фактического поступления в магазины, сборник, благодаря 240 тысячам предварительных заказов, “весит” уже 3 платиновых диска.

Renatissimo! Выходит в трех различных версиях: золотой, серебряной и “limited edition”. Кроме того, в первый из трех дисков вошли DJ-версии песен Mi vendo и Morire qui (Умереть здесь), которые никогда прежде не издавались на дисках. За какие-то шесть недель сборник достигает пятой позиции в рейтинге самых продаваемых дисков 2006 года. В январе 2007 года турне Zero Movimento получает премию Telegatto, как лучшая гастрольная поездка 2006 года: Ренато Дзеро – единственный победитель, который так и не появился на сцене для ее получения, а направил для этого своего менеджера. Также, в январе, начинается предварительная продажа билетов на очередной тур артиста, который, начиная с мая, проходит на стадионах Падуи, Рима, Милана, Флоренции, Бари и Палермо. 16 февраля окончательно объявлено о дате начала гастролей и названии тура – MpZerO Tour 2007.

В конце февраля на фестивале Сан-Ремо представлены две песни”Nel perdono” и “La vita subito”, в которых Дзеро выступает в качестве автора текстов.Одну из них исполнил Аль Бано в категории “чемпионы”, а вторую – певица Jasmine в категории “молодые исполнители”. Песня “Nel perdono” завоевывает второе место. В пятницу 2 марта Ренато поднимается на сцену театра Аристон в Сан-Ремо в качестве одного из гостей. Его вечернее выступление приковывает к экранам телевизоров почти 6 миллионов зрителей, что составляет 60% от всей зрительской аудитории и оказывается выше, чем во время выступлений других участников, за исключением церемоний вручения наград. Он исполняет два попурри. Первое посвящено знаменитым авторам: Луиджи Тенко – песня “Ciao amore”, Бруно Лауци (Bruno Lauzi) -“Ritornerai” и Серджо Эндриго (Sergio Endrigo) -“Era d’estate”. Второе состоит из композиций собственного репертуара: “Il carrozzone”, “L’impossibile vivere”, “Ave Maria”, “Nei giardini che nessuno sa”, “Il cielo”. Демонстрируя манеру поведения, которой могут позавидовать другие гости фестиваля, Ренато ограничивается тем, что выражает благодарность за приглашение на фестиваль, никоим образом не упоминая ни о своем последнем диске, ни о последнем турне. Несмотря на довольно скудную рекламу и на то, что этот тур состоялся всего лишь через год после его предыдущей поездки, МpZerО проходит успешно. Не самым удачным был лишь эпизод во время гастролей в Падуе: на город обрушивается проливной дождь и град, что, тем не менее, не удерживает 20 тысяч зрителей от того, чтобы отправиться на стадион. В Риме тур MpZerO собирает 120 тысяч зрителей и свыше 50 тысяч – в Милане. После успешного выступления во Флоренции тур завершается на юге страны, в городах Бари и Палермо. Поклонникам Ренато особенно понравилось то, что, как и восемь лет назад, под занавес, он исполняет свою песню-символ “Il cielo”. С другой стороны, фанаты из числа молодежи, к сожалению, не смогли услышать на концерте “исторические” композиции артиста: I migliori anni della nostra vita, Amico, Piu su, Mi vendo, Il carrozzone и La favola mia, которые уступили на этот раз место другим песням, реже исполнявшимся вживую.

Добавить комментарий

Peppino Gagliardi

Peppino Gagliardi

Renzo Rubino

Renzo Rubino